ЧТО ТАКОЕ АМОРТИЗАТОР?

22 декабрь 2017 г.

Амортизатор - поглотитель колебаний подвески и кузова автомобиля посредством превращения механической энергии в тепловую. Один из важнейших элементов подвески автомобиля, применяемый в комплекте с упругими элементами - пружинами, рессорами, торсионами.

 

Двухтрубные амортизаторы.

 

Двухтрубный амортизатор состоит из двух колб: внешняя выполняет роль защитного корпуса, внутренняя же является непосредственно рабочим цилиндром, заполнена рабочей жидкостью (маслом), в ней собственно и перемещается поршень с клапанами. Полость между колбами частично заполнена маслом, это улучшает отвод тепла от рабочего цилиндра и создается некий запас масла для компенсации утечек, а так же воздухом — для компенсации изменения объёма рабочей жидкости в следствии нагрева и движения штока.

 

 

  1. воздух в компенсационной полости
  2. масло в компенсационной полости
  3. Рабочая полость (цилиндр) с маслом
  4. Донные клапана для сообщения рабочей и компенсационной полостей
  5. Клапана поршня
  6. Поршень
  7. Внутренняя колба
  8. Внешняя колба (корпус)
  9. Шток

 

Такие амортизаторы применяются в подвеске бюджетных автомобилей, предназначенных для неспешного перемещения из пункта А в пункт Б без резких поворотов и торможений, с достаточным  уровнем комфорта. Ориентированы на эксплуатацию в условиях хороших дорог.

  

Достоинства:

  • Простота изготовления.
  • Высокая надежность, даже при наличии  утечки масла сохраняет работоспособность за счет наличия "запаса" в компенсационной полости.
  • Практически полное равнодушие к небольшим вмятинам корпуса амортизатора.
  • Низкое давление внутри амортизатора, соответственно меньшие требования к материалам уплотнений.
  • Относительная дешевизна.

 

Недостатки:

При быстром движении по плохой дороге или пересеченной местности масло быстро перемешивается с воздухом в компенсационной полости, образуя пену, что влечет непредсказуемое ухудшени рабочих характеристик, автомобиль начинает плыть, что крайне опасно с точки зрения управляемости.

 

  • Быстрый перегрев масла при интенсивной работе амортизатора из-за 2-х трубной схемы компоновки, что так же приводит к ухудшению рабочих характеристик.
  • Из-за малого диаметра поршня при малых амплитудах движения подвески, амортизатор просто не может на них реагировать. Из-за этого на высоких скоростях и мелких неровностях, управляемость автомобиля резко падет.
  • Установка только штоком вверх, в силу конструкции. Это приводит к увеличению неподрессоренных масс автомобиля.
  • Перед установкой на автомобиль обязательна "прокачка", для того чтобы "выгнать" воздух из рабочего цилиндра амортизатора.
  • Хранить и перевозить необходимо только в вертикальном положении.

 

Двухтрубные гидравлические амортизаторы с газовым подпором низкого давления

 

Конструкция абсолютно такая же как и у обычного гидравлического двухтрубного амортизатора, единственное дополнение - в компенсационную камеру закачивается газ под небольшим давлением (3-4 атм). Наиболее популярные и востребованный тип амортизаторов, поскольку он сохранил все достоинства обычного двухтрубного гидравлического амортизатора, при этом лишен основного недостатка - быстрого вспенивания масла при интенсивной работе подвески. Отличный вариант для повседневной эксплуатации по дорогам общего пользования.

 

Однотрубные амортизаторы

 

Как видно из названия состоит из одной трубы (колбы), которая одновременно является и рабочим цилиндром и корпусом амортизатора. Она заполнена рабочей жидкостью, в которой и перемещается поршень с клапанами. Компенсационная камера с газом (под давлением 18-25 атмосфер)  находится на дне рабочего цилиндра и отделена от масла плавающим поршнем, это полностью исключает вспенивание масла. Клапана и сжатия и отбоя находятся непосредственно в поршне.

 

 

  1. Компенсационная камера
  2. Плавающий разделительный поршень
  3. Рабочий поршень
  4. Клапан хода сжатия
  5. Рабочий цилиндр
  6. Клапан хода отбоя
  7. Шток

 

Основная область применения - автомобили со спортивным уклоном, где самое главное - это управляемость, стабильность и надежность. Стоимость и комфорт выходят на второй план.

 

Ориентированы на эксплуатацию в условиях высоких скоростей, либо плохих дорог и даже бездорожья.

 

Достоинства:

 

  • Очень высокая эффективность работы.
  • Существенное улучшение управляемости, относительно однотрубных амортизаторов.
  • Высокая стабильность работы даже в самых суровых условиях эксплуатации.
  • Благодаря бОльшему диаметру поршня амортизатор (относительно двухтрубного амортизатора аналогичного размера) отрабатывает даже самые малые ходы подвески.
  • Амортизатор можно ставить как штоком вверх, так и штоком вниз, не боится наклонов. При установке штоком вниз уменьшаются неподрессоренные массы автомобиля.
  • Отличное охлаждение масла, поскольку стенка цилиндра непосредственно охлаждается набегающим потоком воздуха.
  • В полтора - два раза дольше работают, относительно двухтрубных амортизаторов аналогичных размеров.

 

Недостатки:

 

Из-за того, что компенсационная камера находится прямо в рабочем цилиндре, увеличивается длина амортизатора при неизменном ходе штока. А из-за плотной компоновки современных автомобилей не всегда получается установить такой амортизатор.

 

Очень критичны к геометрии корпуса, поскольку корпус является одновременно и рабочим цилиндром. Даже небольшая вмятина выведет амортизатор из строя.

 

Более сложны и дороги в изготовлении, из-за высокого давления газа к сальникам и манжетам предъявляются повышенные требования.

 

Ухудшение комфорта, относительно двухтрубных амортизаторов. Подвеска становится существенно жестче.

 

Однотрубные гидравлические амортизаторы с выносным бачком

 

 

Развитие концепции однотрубного амортизатора. Компенсационная полость вынесена из рабочего цилиндра в отдельный резервуар (бачок). Такое конструкторское решение позволяет уменьшить габаритную длину амортизатора при сохранении хода штока, плюс увеличенный объем масла улучшает и без того отличное охлаждение.

 

Основное применение - спорт, поскольку крайне стабильны и надежны в работе, но и цена их высока. Переваривают огромные нагрузки ралли-рейдов. Как правило являются полностью разборными, соответственно ремонтопригодны, а так же настраиваемы под любой автомобиль и любого водителя (путем подбора тарельчатых шайб клапанов хода сжатия и отбоя). На рисунке внизу представлен набор (пакет) тарельчатых пружин клапанов поршны, которыми и настраиваются основные характеристики амортизаторов. Пружины различаются толщиной идиаметром.

 

поделиться в соцсетях